ГУТиЗН в соцсетях

ПАМЯТКА РАБОТОДАТЕЛЮ

Методические рекомендации по вопросам надзора и контроля в сфере квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов

1. Нормативное регулирование полномочий по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов

Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области (далее – Главное управление) является уполномоченным органом на осуществление государственного надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов на основании:

  • абзаца 2 подпункта 6 пункта 1 статьи 7.1-1, пункта 1 и 2 статьи 13, абзаца 7 пункта 1 и абзаца 3 пункта 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
  • статей 21, 22, 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  • Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) и подзаконных актов;
  • части 1 статьи 5.42, статьи 19.7, пункта 87 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
  • федерального государственного стандарта государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2013 года № 181н;
  • Законом Челябинской области от 27.03.2003 № 143-ЗО «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в Челябинской области» (далее – Закон № 143-ЗО);
  • подпункта 1 пункта 8 Положения о Главном управлении, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 04 апреля 2008 года № 108;
  • пунктом 150 Перечня государственных услуг (функций) органов исполнительной власти Челябинской области, утвержденного распоряжением Губернатора Челябинской области от 06 июня 2011 года № 549-р;
  • Постановлением Правительства Челябинской области от 28.11.2016 № 619-П «Об утверждении Порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости»;
  • Административного регламента государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, утвержденного приказом Главного управления от 14 января 2016 года № 07.

2. Объекты контроля

Работодатели Челябинской области независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет свыше 35 человек, являются объектами контроля и надзора за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

3. Суть обязанности работодателя

Работодатели, численность работников которых превышает 35 человек, обязаны создавать (выделять, резервировать) рабочие места для трудоустройства инвалидов (квотировать рабочие места) и ежемесячно представлять в центр занятости населения в установленные сроки отчет установленной формы (Сведения о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов).

4. Вопросы, подлежащие проверке (обязательные требования, подлежащие контролю по вопросам приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты)

В ходе плановых проверок осуществляется анализ:

  • соответствия количества фактически созданных (выделенных) рабочих мест (специальных рабочих мест) для приема на работу инвалидов размеру расчетной квоты и требованиям законодательства о квотировании рабочих мест;
  • соответствия численности фактически работающих инвалидов расчетному количеству рабочих мест для их трудоустройства;
  • полноты и достоверности представления в центр занятости населения информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, обеспечение сроков ее представления.

5. Проверяемые документы работодателя

Перечень документов и сведений, необходимых для исполнения государственной функции:

  1. сведения из Единого государственного реестра юридических лиц или сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
  2. сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
  3. учредительные документы;
  4. документ, подтверждающий полномочия лица, имеющего право действовать без доверенности от имени организации (документ о наделении полномочиями);
  5. приказы о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации и имеющих право подписи в проверяемом периоде;
  6. ежемесячная среднесписочная численность работников за проверяемый период;
  7. решения руководящих органов и должностных лиц организации о создании рабочих мест для приема на работу инвалидов;
  8. приказы о приеме (увольнении) инвалида, трудовые договоры, соглашения, штатные расписания, документы, подтверждающие наличие инвалидности, а также начисление и выплату заработной платы за проверяемый период;
  9. информация о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов за проверяемый период;
  10. информация о численности работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

6. Порядок проведения плановых проверок по вопросам приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты

Контроль по вопросам приема на работу инвалидов осуществляется в форме выездных и документарных проверок, проводимых в срок не более 20 рабочих дней.

Сроки проведения проверок могут быть продлены по решению начальника Главного управления, но не более чем на 15 рабочих дней.

7. Права и обязанности должностных лиц

Должностные лица Главного управления при исполнении государственной функции имеют право:

  1. посещать работодателей при предъявлении копии приказа (распоряжения) Главного управления о проведении проверки и служебного удостоверения;
  2. запрашивать документы и материалы по вопросам, относящимся к предмету проверки, а также письменные объяснения работодателя или его уполномоченного представителя (далее именуется – представитель работодателя) по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  3. проводить беседы с работодателем и/или представителями работодателя по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  4. привлекать к проведению плановой выездной проверки экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого проводится проверка.

Должностные лица Главного управления при проведении проверки не вправе:

  1. проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям Главного управления, от имени которого действуют должностные лица, уполномоченные на проведение проверки;
  2. осуществлять плановую выездную или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении работодателя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному законодательством Российской Федерации;
  3. требовать представления документов, информации, не являющихся объектами проверки или не относящихся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
  4. распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  5. превышать установленные сроки проведения проверки;
  6. осуществлять выдачу работодателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

Должностные лица Главного управления при проведении проверки обязаны:

  1. проводить проверку на основании приказа (распоряжения) Главного управления о ее проведении в соответствии с ее назначением;
  2. своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, Челябинской области полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов;
  3. соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателя;
  4. проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа (распоряжения) Главного управления о проведении проверки и в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации, копии документа о согласовании проведения проверки;
  5. не препятствовать работодателю и его представителям присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  6. предоставлять работодателю и его представителям, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
  7. знакомить работодателя с результатами проверки;
  8. учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, безопасности государства, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов физических и юридических лиц;
  9. соблюдать сроки проведения проверки;
  10. не требовать от работодателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  11. по просьбе работодателя ознакомить его с положениями Административного регламента;
  12. осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.

8. Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются плановые документарные проверки по вопросам приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты

Права и обязанности работодателей, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю.

Работодатель (представитель работодателя), в отношении которого осуществляется исполнение государственной функции, и его работники имеют право:

  1. непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  2. получать от должностных лиц Главного управления информацию, которая относится к предмету проверки;
  3. знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями работников, уполномоченных на проведение проверки;
  4. обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Главного управления, повлекшие за собой нарушение их прав при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, Челябинской области.

Работодатель и его представители обязаны:

  1. представлять запрашиваемые должностными лицами Главного управления документы и материалы, а также устные и письменные объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  2. обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц Главного управления, в здание и другие служебные помещения работодателя.

9. Практика применения законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов

9.1. Расчет числа рабочих мест для трудоустройства инвалидов, обязательных для создания (выделения, резервирования) (расчет квоты).

Расчет числа рабочих мест для трудоустройства инвалидов – ключевой момент в реализации законодательства о квотировании рабочих мест для граждан данной категории и создании практики его применения.

Неправильно исчисленная квота, зачастую, влечет возбуждение административного процесса и привлечение правонарушителей к административной ответственности.

Учитывая нормы федерального и регионального законодательства о квотировании рабочих мест, положения трудового и гражданского законодательства, в целях определения размера квоты установлены основные позиции:

  • для работодателей с численностью работников от 35 до 100 человек квота исчисляется в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников;
  • для работодателей с численностью работников свыше 100 человек – в размере 3 процентов от среднесписочной численности работников;
  • в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда;
  • в среднесписочную численность работников не включаются работники, осуществляющие свою деятельность в структурных подразделениях (филиалах) работодателя, находящихся за пределами муниципального образования или автономного округа.

9.2. Отчет по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Постановлением Правительства Челябинской области от 28.11.2016 № 619-П «Об утверждении Порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости» установлено, что работодатели ежемесячно представляют в центры занятости населения информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, по формам, утвержденным Главным управлением и размещенным на его официальном сайте.

9.3. Административная ответственность

За неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (часть 1 статьи 5.42 КоАП РФ).

За непредставление или несвоевременное представление в центр занятости населения информации о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на:

  • должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей;
  • на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей (статья 19.7 КоАП РФ).
Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Дата публикации: 01 февраля, 2019 [09:24]
Дата изменения: 01 февраля, 2019 [09:24]